Глухие в Бауманском Институте.

В МГТУ им. Баумана, а точнее, в главном учебно-исследовательском и методическом центре комплексной реабилитации для инвалидов и других лиц с нарушением слуха, существующем в этом вузе, открылись уникальная мультимедийная аудитория-студия и лаборатория обучения на дистанции… Комплекс создан МГТУ вместе с НТИ для глухих (NTID) при Рочестерском институте технологии (США) с поддержкой грантом от фонда NIPPON (Япония) в рамках проекта PEN-International - международной сети послешкольного образования для людей с дефектами слуха. Участниками проекта являются в том числе Цукубский технологический колледж (Япония) и Тинджинский технический колледж для глухих (Китай).

Мне нравится web-дизайн

Глухих и слабослышащих учат в Бауманском с 1934 года. С тех пор этот сложнейший вуз закончили 200 инвалидов. А центр, в том виде, в каком он существует сегодня, официально возник в 1998 году. Сейчас в нем 250 студентов. Главная цель - уравнять возможности слабослышащих и здоровых людей.

Разговариваю с миловидной девушкой - Аней Ромайчиковой. Она учится в магистратуре МГТУ имени Баумана. Говорит чуть монотонно (она - со слуховым аппаратом), но в принципе Аня такая же, как ее сверстницы, видимой разницы нет. “После третьего курса мы перешли на общий поток нашего университета. Учились вместе с обычными студентами (у нас среди них много друзей). Сейчас, параллельно с учебой, я веду лабораторные занятия на первом курсе общего потока МГТУ”. Рядом с Аней стоят подружки (они тоже в магистратуре). Аня Бахур уже учит второй язык - французский.

- Чем вы хотите заняться в будущем?

- Хочу работать в области интернет-технологий.

- А я (Юля) - учусь по специальности “информационная безопасность”. Мне нравится web-дизайн.

В центре можно получить образование по трем специальностям, среди которых информационная безопасность, материаловедение, робототехника и комплексная автоматизация… А те, кто хочет получить иные специальности, учатся на других факультетах Бауманки.

Все вместе

Глухие здесь учатся вместе со слышащими ребятами. Это возможно потому, что слабослышащие студенты оснащены специальными “радиоклассами”: у каждого - приемник с усилителем, а у преподавателя - микрофон с передатчиком. Благодаря этому слабослышащие могут воспринимать усиленную микрофоном лекцию (сигнал идет на его слуховой аппарат). Обычного индивидуального слухового аппарата для этого недостаточно: он эффективен лишь на расстоянии полутора-двух метров, но не в большой поточной аудитории.

С нашими студентами в Центре работают уникальные специалисты. Ольга Орешкина - тьютор. Она рассказывает о специфике своей работы: “Мы помогаем младшекурсникам понять теорию читаемого предмета. Для этого нужно не только хорошо понимать, чему учат в этом вузе, но и помочь адаптировать этот материал к восприятию слабослышащих (бауманские дисциплины тяжело поддерживаются языком жестов - слишком много английских терминов)”.

Наши глухие не молчат, а разговаривают

На открытие новой мультимедийной лаборатории приехали слабослышащие американские студенты из Национального технического института для глухих - верного партнера Бауманского центра. Естественно, было интересно, какое впечатление на ребят произвело увиденное.

- У нас больше сурдопереводчиков, зато ваши слабослышащие умеют говорить (действительно, американцы молчат и общаются только через сурдопереводчиков). Вы пытаетесь использовать (и развиваете) остатки слуха.

(Может быть, высочайший уровень технологии делает ненужным попытки говорить?)

- У нас все программы - с субтитрами. У каждого слабослышащего - специальный телефон (со спецоператорами). А в общем мы под большим впечатлением от того, до какой степени русские привержены идее образования. А еще нам очень понравилось, что образование у вас может быть и бесплатным.

На мой вопрос, нравится ли им, что в МГТУ глухие учатся вместе со слышащими (этого в США нет), все заметно оживились.

- Конечно, нравится. Ведь мы живем в слышащем обществе. И когда закончим учиться, будем работать с обычными людьми.

Выступивший на открытии лаборатории вице-президент NTID доктор Роберт Давила утверждает, что нет предела тому, что могут сделать слабослышащие. Образование глухих в США начиналось с технических дисциплин. Однако сегодня среди глухих уже есть свои медики, более сорока адвокатов, большое количество инженеров и социальных работников…

Чудо-лаборатория

Главным событием дня стало открытие уникальной лаборатории для слабослышащих студентов. Красную ленточку разрезали ректор МГТУ Игорь Федоров и Роберт Давила. В России лаборатория такого уровня - первая. Их пока мало и в мире. Сидя в этой комнате, можно проводить сеансы видеоконференций. Экраны суперсовременных компьютеров нажатием кнопки убираются в стол; а сами столы, помимо линейного ряда, могут трансформироваться в большой круглый стол для мастер-классов.

В лаборатории можно управлять и светом. Экран наверху позволяет всем сидящим видеть сурдопереводчика. Поражает и большая “интерактивная доска” - по сути гигантский экран компьютера, которым можно управлять “обыкновенной” ручкой (так это выглядит). Или более простое, но не менее удобное изобретение МГТУ - доска с зеркалами (слабослышащие студенты могут видеть, как артикулирует преподаватель, стоящий у доски спиной к аудитории)… По словам Игоря Федорова, “эти ребята получают самую современную технику первыми”.

Ну, а в конце церемонии награждали тех, кто внес неоценимый вклад в реализацию этого грандиозного проекта. За выдающиеся заслуги в деле образования слабослышащих студентов была отмечена профессор математики NTID Мария Шусторович. По словам директора центра Александра Станевского, она - человек, сделавший возможным создание такой лаборатории.

Ваш отзыв

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

*
:alien: :angel: :angry: :blink: :blush: :cheerful: :cool: :cwy: :devil: :dizzy: :ermm: :face: :getlost: :biggrin: :happy: :heart: :kissing: :lol: :ninja: :pinch: :pouty: :sad: :shocked: :sick: :sideways: :silly: :sleeping: :smile: :tongue: :unsure: :w00t: :wassat: :whistle: :wink: :wub: